Четыре дороги к большим деньгам

Admin

Информация

Четыре дороги к большим деньгам

Если раньше государственный бюджет был одним из нескольких источников суперприбыли, то сейчас он стал единственным. В результате интерес к политике и выборам растет. И все больше людей, как опытных политиков, так и неофитов в этом деле, задаются вопросом о стратегии, которая сделает их видными политическими деятелями после ближайших выборов.

Вопрос о стратегии актуален для новичков и для опытных игроков одинаково. Ситуация меняется постоянно и существенно. Нужно заново определить, какие стратегии могут привести во власть. А затем  либо выбрать ту, которая по карману и по способностям, либо договариваться держателем необходимого ресурса, решающего в той или иной стратегии. 

Что работает

Сейчас можно выделить четыре самостоятельных результативных политических стратегии для партий и отдельных лиц.

Телевизионная кампания. Эта стратегия предполагает доступ к одному-двум центральным телеканалам. Политик или лидер партии регулярно присутствует в выпусках новостей и в разговорных шоу канала. Регулярность присутствия и возможность играть одну из основных ролей – важное условие успеха. А значит, необходима санкция непосредственно собственника телеканала. Наиболее мощной площадкой традиционно служил канал «Интер». Примерами успеха этой стратегии являются Ляшко и «Радикальная партия», партия «Самопомощь», Кличко и партия «Удар», Борислав Береза (вышел во второй тур выборов мэра Киева).

Существенный недостаток этой стратегии – небольшое число каналом и необходимость особых отношений с владельцем телеканала. Это не купить за деньги; известно много случаев, когда покупаемая услуга канала саботируется на уровне исполнения обязательств канала («нам сказали показать – мы показали, что вам еще нужно?»). А нефинансовые отношения предполагают взятие значительных обязательств, вплоть до вассальных.

Вирусная кампания с элементами шоу. Эта стратегия предполагает поток поводов для вирусного видео, которое распространяется в социальных сетях и через народную молву. Помимо социальных сетей, эта стратегия допускает симбиоз партии/политика-«клоуна» с телевизионными кампаниями других партий/политиков. То есть пользователь этой стратегии может использоваться в телеэфире в качестве спарринг-партнера другого, более крупного игрока или играть с ним одну игру против некоего третьего игрока. Первопроходцем этой стратеги на постсоветском простанстве был Владимир Жириновский.  Эту стратегию в начале своей карьеры активно использовал и продолжает использовать Ляшко. Эту же стратегию использовали, и поначалу даже успешно, активисты партии «Укроп».

Данная стратегия предполагает определенное окаянство и наличие драйва, которого лишены многие и многие политики. А также терпение и последовательность. Одной сенсацией ничего не добиться. Именно поэтому многие активисты времен майдана канули в фейсбучное небытие вместе со своими пусть и популярными, но единственными видео. Залог успеха – присоединиться к одной из телевизионных стратегий, войти с ней в симбиоз и таким образом попасть на национальный телеканал. Кстати, именно  эта активность является надежным поставщиком экспертов для прямоэфирных новостных каналов, которые испытывают дефицит удобных собственнику/управляющему гостей студии.

Пока что владение жанром вирусной кампании дано единицам. Поэтому этот жанр пока, вместо того чтобы выводить на политический небосклон новые звезды, в основном гасит старые звезды и их спутников. Но будущее именно за ним. Режиссура и драматургия политической кампании в жанре реалити-шоу наряду с умением создавать позитивные сенсации станут одним из главных инструментов избирательных и межвыборных политических кампаний.

Контроль территории. Эта стратегия предполагает значительное влияние на поведение электорально значимых масс населения данной конкретной территории. В основном это контроль над избирательными сетями, которые насчитывают сотни и тысячи человек в рамках нескольких районов, города или целой области и поддерживаются своим патроном в период между выборами. К примеру, применяется размещение сетевых сотников на административных должностях, а также прочие бонусы для  сетевых лидеров на межвыборный период. Иногда эти сети являются по факту коллективами, участвующими в одном бизнесе. Иногда это люди, работающие в участковых избирательных комиссиях в каждой избирательной кампании и координируемые одним человеком. Эта стратегия успешно освоена и используется в Харькове и Харьковской области, Закарпатье, Одессе, Кривом Роге, в Днепропетровске и области, в Николаеве, а еще недавно успешно работала в Киеве и Чернигове. Отметим, что будучи, казалось бы, уже обеспечена стандартной технологией, эта стратегия дала сбой в Чернигове, в Сумской области, в Полтаве. Не удалось ее применить в Запорожье и Кировограде. Много людей освоили механику создания сетей. Но частые сбои свидетельствуют о том, что по-прежнему мало кто улавливает истинные мотивации и причины эффективности сетевой работы.

Завтрашний день этой стратегии – перевод сетей в продуктивное состояние в межвыборный период, обеспечение их действенности нефинансовыми инструментами.  А именно - усовершенствование уже созданных сетей и строительство новых сетей на основе двух базовых процессов.  Первый процесс – взаимопомощь внутри сети. Будет создана инфраструктура для горизонтального общения и взаимодействия участников сети, благодаря чему может идти обмен разного рода услугами и процесс самоорганизации по важным для участников сети поводам. Второй процесс – кооперация в деле получения положенных благ от местных властей и местных органов центральной власти. Речь идет о передаче сетевым активистам процедур и средств работы с местными властями для того, чтобы, к примеру, растущие финансовые возможности местных властей использовались по назначению, чтобы услуги оказывались надлежащим образом, чтобы факты вымогательства становились достоянием общественности и т.д.  Эти два процесса могут поддерживать дееспособность сети в межвыборный период, мотивировать и даже укреплять и наращивать данную сеть при помощи нефинансовых стимулов. К тому же побочным продуктом является появление реальных общественных активистов, которые способны работать на конструктив, а не только на разрушение. Эти лидеры могут стать ценным кадровым резервом.

В конечном счете, политика – это борьба за голоса избирателей. И если вы контролируете часть этих голосов непосредственно на территории крупного города, нескольких районов или целой области, вы уже в игре.

С точки зрения сочетания «цена-качество», стратегия контроля над территорией наряду с вирусной кампанией является самой привлекательной. И ее важное преимущество в том, что эта стратегия требует только денег () и умения наладить коммуникацию с людьми; никаких предварительных вассальных союзов и обязательств она не требует.

Уличная кампания с вариантом силового сценария. Эта стратегия уже дважды приводила к существенной смене состава политической и административной элиты. Эта стратегия сочетает в себе элементы вирусной кампании и контроля территории. Помимо нескольких важных условий, обязательным требованием для успеха является готовность идти до конца. Все должно быть по-настоящему. Поэтому многие попытки имитировать майданы, вроде антимайданов и Каплина, не принесли их исполнителям политическую популярность. И риски у этой стратеги самые большие.

Особняком стоят события в Одессе конца апреля-начала мая 2014 года. Эти события стали примером того, что в краткосрочной перспективе грубая сила может подавить любую политическую технологию, если пойдет до конца. Но не случись активные боевые действия на востоке страны, эти события могли бы иметь более влиятельные последствия для политики. И далеко не факт, что они не окажут влияние на политический процесс в будущем.

Что не работает

Административная карьера и/или личная публичная «экспертная» активность уже давно не является такой эффективной, какой она была при Кучме. Эта стратегия эффективна, если политическая ситуация в стране стабильна и лидеры страны действительно ведут поиск новых кадров для управленческой системы. Либо же есть возможность делать карьеру в политической партии, в которой есть прозрачные процедуры внутренней конкуренции. В настоящее данная стратегия не актуальна. Она позволяет только лишь претендовать на карьеру внутри политической партии, однако требует долгого времени и терпения. К моменту успеха сама партия может уже выпасть из властной обоймы.

Стратегия карьеры в организации-потребителе грантов также отыграла свое. Она дала место в политике для таких людей, как Анна Гопко, Сергей Лещенко, Оксана Сыроед…  Но ее успех требует значительного единовременного обновления политической элиты или элиты отдельно взятой партии. Управлять этим процессом из позиции грантополучателя невозможно. То есть успех данной стратегии слишком зависим от других, более сильных обстоятельств.

Максим Карижский 

 ucss.com.ua

Основатель UCSS и Академии политических технологий.