Управление городом и политика в городе: процессы, предметы, инструменты.

Admin

Информация

Управление городом и политика в городе: процессы, предметы, инструменты.

Эффективное управлене гороодами, является новым политическим ресурсом 

Местные выборы, прошедшие в Украине осенью 2015 года, зафиксировали в целом низкую удовлетворенность граждан действиями мэров, в особенности мэров областных центров. Значительная часть действующих мэров проиграла выборы. А мэры, выигравшие во втором туре голосования, набирали в первом туре (тремя неделями ранее) не более 25% голосов. Это свидетельствует о том, что ситуация в крупных городах Украины остается одной из зон риска для политической стабильности в Украине в целом.

К управлению городами в результате местных выборов пришли люди, не являющиеся специалистами в управлении крупными человеческими системами, и не знакомые с особенностями управления городами. Общей чертой всех без исключения украинских партий и новых мэров является отсутствие программ развития городов, и даже каких-либо конкретных предложений относительно городского развития (за редким исключением). В большинстве случае победители мэрских выборов и участники вторых туров голосования не имели программ развития города, на управление которым они претендовали, или не выкладывали свои программы в открытый доступ (будь-то в виде агитационных публикаций или просто публикаций на личных страницах в социальных сетях).

Новые мэры не вооружены содержанием и методологией работы по развитию городов. При этом шесть областных центров (!) Украины вообще не имеют даже номинальной утвержденной стратегии развития. На фоне ухудшающейся экономической ситуации это может привести к коллапсам городского хозяйства многих городов и к появлению новых очагов уличных протестов во всех регионах Украины.

В условиях отсутствия компетенции в городском управлении новые мэры по инерции попадают в зависимость от глав областных государственных администраций (вертикаль исполнительной власти). Это создает непродуктивную атмосферу политических интриг. Поступления в городской бюджет в основном состоят из центральных и областных дотаций и субвенций. Подчиненность мэра главе ОГА фактически лишает городские общины права на самоуправление. В этих порочных отношениях зависимости – мэр и городской совет становятся в позицию ожидающего решений сверху вместо того, чтобы брать на себя инициативу и в кооперации с государственными администрациями отстаивать расширение самоуправления и доходной базы городов.

Уклад хозяйства и системы образования большинства городов по-прежнему находится обеими ногами в СССР. Выживание на старой инфраструктуре, поддержание старой системы городского хозяйства и перераспределение городских доходов в пользу беднейших групп горожан – это исчерпывающая повестка руководящего звена городских исполкомов и подавляющего большинства новых мэров. Обсуждается в основном, как содержать энергозатраное ЖКХ, как обогревать дома с теплопотерей на уровне 70%, как помочь пенсионерам обеспечить минимально необходимое для жизни потребление. Вопросы развития городов (взаимодействие города и окружающей среды, новые источники городских доходов, создание новых рабочих мест, реновация неблагополучных районов, среднесрочные программы развития, обновление генеральных планов, улучшения доступа услуг, удобство города для людей с ограниченными возможностями и т.д.) – полностью выпали из политической и информационной повестки.

Эффективность городских расходов и необходимые для этого среднесрочные программы развития городов и тактические планы реагирования на тяжелую экономическую ситуацию – эти вопросы становятся вопросами упадка или роста городов и, вместе с ними, всей страны. А для некоторых городов – вопросом жизни и смерти.

Ни одна украинская партия не представляет и не пытается представлять в столице интересы городов. В государстве нет ни одного института или исследовательской организации, которая бы занималась изучением современной повестки городского управления в Украине. Даже успешный опыт немногих отдельных городов по-прежнему не описан. Это проявилось в значительном успехе на местных выборах местных, сугубо городских партий.

Изменения в городах могут проходить быстрее, чем изменения в стране. Правильное распоряжение деньгами и приоритеты на уровне городов могут создать новую основу финансовой и политической стабильности, а также экономического роста всей страны.

Успешные примеры управления городами дали толчок двум ведущим политическим партиям. Новые успехи на уровне городов способны мобилизовать граждан для созидательной деятельности и выбора проевропейских политических сил.

 

Задачи, которые мы решаем

Создание и внедрение совместно с мэром и городским советом и районными советами процедур вовлечения городских общин в процесс принятия решений, относящихся к управлению и развитию городов и городских районов.

Налаживание прямого и содержательного диалога между городскими политическими организациями и городской общественностью.

Обеспечение квалифицированной аналитической поддержки для процесса принятия решений городскими властями.

Содействие местным властям, местным политическим организациям и городским общинам в разработке программ развития городов Украины.

 

Направления работ

Подготовка информационных и методических материалов по наиболее насущным проблемам жизни городов. На основе американского и европейского опыта. Презентация этих материалов в городах в формате круглых столов.

 

Проведение международной конференции «Современные возможности городского развития и технологии управления городами». Конференция выполнит функцию презентации Института и его возможностей.

 

Создание постоянно действующей предметно-методической группы для разработки алгоритмов реагирования мэрий на основные проблемы текущей жизнедеятельности городов: рост преступности, энергозатратность, падение благосостояния, ухудшение конкурентоспособности рабочей силы, рост безработицы.

 

Создание постоянно обновляемого сайта о новых технологиях и новых решениях в городском управлении, о современных исследованиях по городской проблематике.

 

Публичные дебаты с участием фракций городских советов, руководителей исполкомов и экспертов по основным вопросам жизнедеятельности и развития городов:

Безопасность города.
Энергетическая модернизация города.
 (от перераспределения остатков к увеличению доходов), создание новых рабочих мест.
Предоставление новых возможностей людям, которые хотят вернуться к статусу активных экономических агентов.
Проектирование ядр экономического роста городов. Какие тенденции учитывать.

Создание интернет-площадки и инновационного парка для городских решений, где потребности мэрий встречались бы с предложениями частного сектора и с деньгами инвесторов.

Методический, предметный и экспертный ресурсный центр по вопросам городского управления. Формы работы – лекции, оргдеятельностные игры, проектные группы. Задачи центра – передача знаний, предоставление нового опыта анализа и принятия решений, налаживание горизонтальных межгородских контактов для обмена опытом и информацией.

Внедрение проекта «электронная мэрия».

Разработка и внедрение типового проекта взаимодействия мэров, исполкомов, горсоветов с городскими общинами. К примеру, организация публичных слушаний по вопросам расходов и строительства.

Разработка и внедрение типового проекта реорганизации общественных приемных мэрий. Задача – развитие навыка городских властей принимать решения, опираясь на мнение общины. А также передача общинам навыка самоорганизации и движения «от жалобы к инициативе». Городская община – из пассивного наблюдателя к тому, чтобы стать частью решения проблем.

Организация разработки программы развития города.